В этом году принят ряд межгосударственных стандартов на сварку рельсов, сварные стыки рельсов и стрелочных переводов, сварные элементы соединений и пересечений железнодорожных путей. Разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта АО «ВНИИЖТ», документы будут введены в действие впервые в марте 2021 года.
Одним из таких документов является ГОСТ 34664-2020 «Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия». Благодаря процессу алюмотермии термитная сварка рельсов может производится непосредственно на железнодорожном полотне, а не в цехах рельсосварочных предприятий (как при электро-контактном способе).
Документ распространяется на рельсы типа Р 50, Р 65, Р 75, сваренные алюмотермитной сваркой методом промежуточного литья и предназначенные для эксплуатации на путях общего и необщего пользования. Согласно ГОСТ, твердость в сварном шве и в околошовной зоне, общая протяженность которых составляет не более 80 мм, должна быть не менее 290 НВ и не более 409 НВ для термически упроченных рельсов.
Новый стандарт придет на смену ТУ 0921-127-01124323-2005 «Сварка рельсов алюмотермитная методом промежуточного литья. Технические условия» и ТУ 0783-001-59033294-2004 «Компонент литейный для алюмотермитной сварки рельсов методом промежуточного литья». В отличие от них, ГОСТ в полной мере учитывает три наиболее качественные технологии сварки: словацкую, немецкую и французскую.
По словам ведущего научного сотрудника АО «ВНИИЖТ» Николая Синельникова, применение данного стандарта позволит повысить безопасность железнодорожного транспорта за счет более высоких эксплуатационных характеристик сварных соединений рельсов, применяемых на железнодорожных путях. Владелец железнодорожной инфраструктуры сможет значительно сэкономить на ремонте пути, поскольку вероятность образования дефектов в сварных стыках рельсов снизится на 20-30%.
«Внедряя бесстыковые пути, в том числе за счет применения новейшего стандарта на термитную сварку, Россия идет в ногу со временем. Благодаря этому ударные нагрузки снизятся, и рельсы будут служить дольше. Ездить на поездах станет значительно комфортнее, и стук колес поезда, упоминаемый в многочисленных стихах и песнях, навсегда уйдет в прошлое», – добавил Николай Синельников.