В июне вступил в силу 191 документ по стандартизации. Среди них есть стандарты, связанные с космическими системами, посудой из коррозийно-стойкой стали и оперативно-служебными автомобилями.
Коротко о некоторых документах:
ГОСТ Р 59323-2021 «Системы космические. Покрытия терморегулирующие для космических аппаратов. Общие требования» вступил в силу впервые. Терморегулирующее покрытие (ТРП) наносится на поверхность космических аппаратов для соблюдения заданных терморадиационных характеристик: коэффициентов солнечного и теплового излучений.
Эти покрытия являются частью системы обеспечения теплового режима космических аппаратов, которая предназначена для регулирования теплообмена бортового оборудования и аппаратуры между собой. Стандарт распространяется на лакокрасочные, силикатные, тонкопленочные, пленочные, металлические и неметаллические ТРП.
На срок службы и эффективность функционирования космических аппаратов влияют вакуум, электромагнитное солнечное излучение, в т.ч. УФ- (ультрафиолетовое) и ВУФ-(вакуумное ультрафиолетовое) излучения, ионизирующие излучения, атомарный кислород, температура, загрязнение, микрометеориты и космический мусор.
Повреждение ТРП происходит вследствие воздействия УФ-излучения и заряженных частиц. Помимо этого, на высотах порядка от 200 до 600 км благодаря атомарному кислороду может происходить эрозия некоторых ТРП. У таких покрытий атомарный кислород способен привести к «отбеливанию» повреждений, нанесенных УФ-излучением и заряженными частицами.
ГОСТ 27002-2020 «Посуда из коррозионно-стойкой стали. Общие технические условия» пришел на замену одноименному стандарту 1986 года. Документ распространяется на хозяйственную посуду для тепловой обработки пищи, приготовления холодных блюд, сервировки стола: кастрюли, ковши, кокотницы, сковороды, сотейники, кофеварки, кофейники, чайники, противни, миски, кружки, тарелки и т.д.
Для изготовления корпусов и крышек посуды, согласно стандарту, должна применяться сталь по ГОСТ 5632-2014 «Нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки».
Согласно тексту упомянутого документа коррозионно-стойкая сталь обладает стойкостью против электрохимической и химической (атмосферной, почвенной, щелочной, кислотной, солевой) коррозии, межкристаллитной коррозии и коррозии под напряжением.
Для изготовления ручек посуды используются: древесина, металлы, керамика и пластмассы — карбамидо- и меламиноформальдегидные, на основе фенолоальдегидных смол, полиамиды, пропилен и бакелит. Теплостойкость ручек из пластмасс, а также пластмассовых деталей ручек должна быть не менее (150 ± 5) °С.
ГОСТ 34685-2020 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки лиц, задержанных в административном порядке. Общие технические требования» вступил в силу впервые.
Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизированные автомобили для перевозки лиц, задержанных, в том числе, при проведении спортивных, массовых, общественно-политических (несанкционированных) мероприятий.
Подобные автомобили изготавливают на базе автобусов и грузовиков. Внутри них должны быть оборудованы следующие отделения: кабина, рабочий салон, отсек для задержанных и вспомогательный отсек.
Согласно стандарту высота свободного пространства рабочего салона и отсека для задержанных по продольной оси спецавтомобиля должна быть не менее 1800 мм. Размеры световых проемов окон должны быть не менее 350 × 500 м. Спецавтомобили предназначены для перевозки людей только сидя. Сиденья — стационарные, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 × 20,0 × 1,5 мм.
В отсеке для задержанных не должно быть колющих, режущих и прочих травмоопасных элементов. Дверь отсека для задержанных — сварная, одностворчатая распашная, сплошная металлическая или решетчатая — закреплена на каркасе из стальных профилей размером не менее 25,0 × 25,0 × 1,5 мм и открывается в сторону рабочего салона.